Проповеди

Вторая годовщина со дня преставления иеромонаха Павла (Лысака)

Сегодня, когда мы совершаем память приснопоминаемого иеромонаха Павла, который для многих был духовным отцом  и наставником, хотелось бы несколько слов сказать о т.н. духовном родстве, его смысле и содерджании.

Как повествует евангелист Матфей, однажды, когда Господь "говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь(Мф.12:46-50).

Так, братья и сестры, Божественное Откровение открывает нам великую истину, которую в своих творениях кратко суммировал святой праведный Иоанн Кронштадский: духовное родство основывается на исполнении закона Божия.

Если мы внимательно вслушаемся в слова Божественного Учителя, то несомненно обнаружим, что Господь не отрекается от родства по плоти как такового, он не говорит, что "это не Мать и не братья мои", но указывая на учеников, Он предпочитает родство по добродетели родству по плоти. Более того, как справедливо замечает один из толкователей Священного Писания (Евфимий Зигабен): "нет никакой пользы от первого родства, если не будет и последнего... Можно и родственников не считать за родственников, и не родственников считать за родственников, в первом случае по различию, а во втором - по сходству жизни".

Приснопамятный отец Павел очень тонко чувствовал эту грань, это различие между плотским и духовным родством, и умел искусно подвигать к правильному пониманию того, на чем зиждется подлинное духовное родство и как правильно нужно расставлять приоритеты, как по евангельски нужно выстраивать взаимоотношения с родственниками и ближними, родными и братьями по вере, постепенно восходя от плотского мудрования и душевной привязанности к духовному созиданию и сокровенному родству во Христе.

Однажды один молодой монах стал просить благословения у отца Павлу на поездку домой, рассказывая при этом о имеющихся домашних проблемах и оправдывая свое намерение отлучится из монастыря тем, что ему необходимо навестить мать. Духовник не стал отказывать в благословении своему духовному чаду, однако деликатно заметил: «у монаха нет отца и матери по плоти. Его имать - это Церковь», чем несколько обескуражил пришедшего. По прошествии некоторого времени, по всей видимости тогда, когда отец Павел почувствовал, что монах смирился и в его сердце нет и тени возражений или, чего хуже, негодования, он стал регулярно справляться о здравии матери своего духовного чада и дал ему наставление: почаще звонить матери, быть внимательным и заботливым, навещать ее при первой возможности, и при этом с умилением добавил: « если бы сейчас была жива моя мать... я бы ее каждый день на руках носил».

Отец Павел неоднократно подчеркивал важность родительского и особенно материнского благословения и ее молитвенного предстательства за своих детей..

Будучи духовником для многих сотен, а может быть и тысяч духовных чад, отец Павел во своих взаимотношениях с пасомыми был ярким примером  исполнения заповеди преподобного Серафима, которую Саровский чудотворец некогда дал своему духовному чаду - преподобному Антонию Радонежскому, будущему игумену горячо любимой отцом Павлом лавры преподобного Сергия: «Будь не отцом, а матерью братии; не брани за порок, но исправляй его».

Для многих отец Павел стал  не только отцом и матерью. Он терпеливо и заботливо в буквальном смысле нянчился с каждым из приходящих к нему, выслушивал, давал советы, по детски радовался успехам и разделял, как свои, скорби и искушения своих духовных детей. Несмотря на неразумные, а порою и безумные вопросы, ослушание и своеволие, он никогда не раздражался, не выказывал недовольства или чего-либо подобного. Его великодушное и разширенное до крайних  пределов любовью во Христе сердце для каждого приходящего находило нужные слова. А иногда было достаточно заглянуть в его светлые глаза, увидеть его лучезарный лик, почувствовать его крепкую руку, преподающую благословение, услышать его бодрый голос особого, неповторимого тембра, чтоб почувствовать острое желание каяться и исправляться, чтоб в сердце вновь зазвучали часто произносымые после исповеди как «подсказка» кающимся, простые и безыскусные слова, произносимые этим необычным человеком и строгим подвижником: «Господи! Приими мое покаяние! Помоги мне исправиться и жить по православному». Удивительным образом, оказавшись радом с ним, как бы само собой, незаметно отпадали ненужные вопросы, разрешались проблемы  и все вокруг наполнялось светом и преображалось, приобретало подлинный смысл и свое оправдание.

Минуло уже два года, как не стало духовного отца, мудрого и рассудительного наставника приснопоминаемого иеромонаха Павла, и сегодня к сожалению приходиться констатировать, что его жизнь, подвиги, наставления иногда обрастают какими-то псевдопреданиями и небылицами, в то время как сама жизнь этого дивного подвижника благочестия была необычайно простой и трезвенной, напрочь  лишенной всякого ложного мистицизма и проникнуой детской верой, непосредственностью в сочетании с непоколебимой верой, стоянием в истине,  правдолюбием, решимостью в следовании заповедям Божиим, установлениям Церковным и наставлениям Святых Отцов вплоть до исповедничества ради Христа. Воистину, о его жизни и духовном опыте можно было бы сказать словами святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Сан-Францисского, который некогда сказал: «Православие - это религия, которая всецело устремлена в небо, но очень твердо стоит на земле».

Ныне, когда мир все больше и больше погружается в пучину хаоса, всевозможных скорбей и искушений, когда он все больше и больше духовно дезориентируется, когда при оскудении подлинных духовных подвижников и руководителей в качестве идеала для подражания предлагаются всевозможные лже-страцы, «схимники» и разного рода «пророки», обратим свои взоры к образу блаженной памяти иеромонаха Павла, постараемся пристально вглядеться  в него, испрашивая молитв у почившего, дабы нам в разум истины приити, не сбиться с пути и сохранить подлинные ориентиры на пути спасения во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.