Проповеди

В 3-ю годовщину со дня преставления приснопамятного иеромонаха Павла (Лысака)

Один из великих русский святых XIX века, духовный писатель, подвижник и богослов святитель Игнатий Ставропольский в одном из своих аскетических творений с горечью замечает: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены противоположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине – и именем, и самим делом».

Немало воды утекло с тех пор, когда святитель Игнатий изрек эти неутешительные слова о духовном состоянии своих современников. Но с течением времени ситуация едва ли изменилась в лучшую сторону. Скорее наоборот.

Что из себя представляет современный христианин? Это, по преимуществу, малоцерковный человек, с набором каких-то незначительных понятий о церкви, таинствах, обрядах, плохо знающий Священное Писание и святых Отцов, не имеющий опыта подлинной духовной жизни, не видящий перед собой и вокруг себя настоящих носителей живой духовной традиции, не чувствующий и непонимающий всей опасности и пагубности своего положения. Живущий всевозможными страхами, слухами, суевериями, он часто становится легкой добычей для разного рода лжепророков и псевдостарцев, которых ему не так-то просто почувствовать и распознать, особенно, если ему не с кем и не с чем сравнивать, если на его пути не встретился такой пастырь, каким был, например, приснопоминаемый отец Павел (Лысак)...

Один из распространенных страхов и связанных с ним всевозможных спекуляций, суеверий, лжепреданий является ныне "угроза" т.н. «чипирования» и «принятия печати антихриста» с помощью современных медицинских, цифровых технологий.

В связи с этим хочется вспомнить о недавно прошедших праздниках и особенно о празднике Крещения Господня. Как мы знаем из Священного Писания, однажды один из видных членов синедриона по имени Никодим, чистый сердцем, поражённый глубиною учения Христова и уверовавший в Него, тайно пришёл ко Господу для беседы. Беседуя с пришедшим фарисеем, Господь открывает ему одну из величайших истин о том, что «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3), «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5), чем приводит в недоумение знатока закона Моисеева. Рождение от воды и Духа - это не что иное, как таинство Крещения, принятие которого приобщает человека к числу истинных последователей Христовых, отверзает человеку врата церковные и врата Царствия Божия.

Если мы вспомним последование совершения этого таинства, то обратим внимание, что необходимым условием его совершения, его принятия, является отречение от сатаны и добровольное, сознательное исповедание веры желающим принять крещение.

«Отрицаешилися сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его», «отреклся ли еси сатаны» - трижды вопрошает священник приступающего ко святому таинству Крещения. После троекратного отречения священник предлагает новокрещаемому: «И дуни и плюни на него». Затем священник трижды вопрошает пришедшего ко святому таинству о сочетании его Христу. «Сочетаваешилися Христу», «Сочетахся ли еси Христу», по завершени чего новокрещаемый говорит о своем поклонении Христу («Верую Ему яко Царю и Богу»), трижды читает Символ веры и произносит следующие слова: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Почему мы так подробно анализируем чинопоследование таинства Крещения? Какой важнейший вывод можем сделать? Христианином нельзя стать неосознанно или по принуждению! Христианином невозможно стать только потому, что кто-то трижды погрузился в купель, как это часто бывает в дни крещенских купаний, как нельзя стать иудеем или мусульманином только потому, что над младенцем мужеского пола произведена определенная хирургическая процедура по медицинским показаниям. Требуется добровольный выбор и осознанное исповедание веры.

Если мы познакомимся с житиями мучеников от первохристианских времён и до наших дней, мы увидим неопровержимое подтверждение сказанного нами. И когда уже в наше время воин Евгений Родионов попадает в чеченский плен, его мучители требуют, чтоб он снял с себя крест. Почему именно так? Они ведь сами могли сорвать его. Только это не имело бы никакой "цены" и религиозного смысла.

Когда в мире воцарится антихрист, он потребует от христиан сознательного и добровольного отречения от Христа, от своего Спасителя и Бога и поклонения себе! Никакое тайное, скрытое "чипирование = печать" и прочие диавольские козни не могут отлучить человека от Христа, ничто не может отлучить человека от любви Божией, если человек сам не сделает свой выбор. Только за сознательный выбор бывает и будет судим человек.

Попутно следует отметить: стойкость, непоколебимость, мужество, смелость в исповедании своей веры - это прежде всего дар Духа Святого, а только потом плод сил человеческих. И зависят они не столько от ума или знай о признаках последних времен, сколько от благодати Божией, которая может покинуть человека за его грехи. В одном из Патериков описан следующий случай: одни из христианских мучеников стал осуждать своих собратьев за проявленное малодушие в исповедании своей веры. И за это осуждение покинула его благодать Божия, немощная врачующая, и оскудевающая восполняющая, и он отрекся от Христа.

Преподобному Антонию Великому, который пророчески видел весь мир опутанным дьявольским сетями в последние времена, Господь открыл, что только смиренномудрие избежит их.

Именно по-этому надо запасаться не суммой знаний о признаках Второго пришествия, не собирать и распространять всевозможные слухи, лжепророчества и псевдо- откровения под благовидным предлогом, а запасаться терпением, запасаться смиренномудрием, учиться ему, трудиться над стяжанием этой дивной добродетели в своем сердце.

И совершенно не случайно именно оскудение веры, охлаждении в вере, когда за умножение беззакония «иссякнет любы многих», является одним из признаков последних времен. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк, 18:8).

Мы живем в мире страхов и суеверий. Еще одно из них касается учения Церкви об образе и подобии Божием в человеке. Казалось бы, об этом все давно ясно и пространно сказано Святыми Отцами. Но вновь и вновь возникают всевозможные спекуляции касаемо этого вопроса.

Зададимся вопросом: в чем состоит образ и подобие Божие в человеке? Разве речь идет о телесных характеристиках, разве они определяются на молекулярном уровне?

Если человеку перелить кровь, сделать пересадку спинного мозга, пересадить сердце - этим искажается образ Божий в человеке?

В одном отделении для т.н. «отказных» детей в Люблино нам довелось видеть и крестить детей, которые родились с тяжелейшими физическими недостатками (например, с копытообразными ступнями), видеть тех, кто родился с двумя головами! По чьему образу они родились? Как это меняет образ, искажает образ Божий в человеке?

Мы знаем, что существуют многоразличные лекарства, которые влияют на физическое состояние человека: что-то успокаивает, что-то бодрит, что-то убивает раковые клетки, что-то способствует их наращиванию при заживлении ран, что-то используется в качестве своеобразной замены человеческих органов: всевозможные протезы, слуховые аппараты, глазной хрусталик. Что-то опьяняет, что-то разрушает, что-то греховно омолаживает (стволовые клетки и т.п.). Но образ Божий в человеке искажается не лекарствами или всевозможными излучениями 5G вышек , а нарушением заповедей Божиих, грехами человеческими, которые порабощают волю человека, лишают его спасительной благодати Божией и толкают на путь отречения от Христа. И восстанавливается искаженный образ Божий единственным лекарством от греха - покаянием и молитвой.

И, наконец последнее. В наше время достаточно просто снискать славу т.н. "истинного пастыря": надо ругать власть, мировую закулису, быть против прививок и цифрого рабства. Остальное "приложится". Чем старше по возрасту священник - тем больше шансов стать "старцем", и не обязательно для этого жить святой жизнью, отличаться духовной рассудительностью, опытом духовного руководства. Телевидение и интернет легко могут сделать из тебя «провидца» и «пророка» : и не важно насколько твой опыт соответствует святоотеческому духу, духу православного старчества, окормления и учительства.

Именно по-этому образ такого подвижника благочестия, каким был приснопоминаемый иеромонах Павел, образ такого мудрого и рассудительного отца, такого мужественного и искуснейшего воина Христова, такого любвеобильного и кроткого духовного наставника, так важен и необходим не только для его духовных чад и почитателей, но и для всякого, желающего обрести хоть какие-то правильные ориентиры на таком непростом, преисполненном искушений и соблазнов пути современного христианина. В чем, молитвами и заступничеством ныне поминаемого иеромонаха Павла, да поможет нам Всемилостивый Господь. Аминь.